В сети появились отзывы литературных критиков на роман Марата Туша «Ножка цапли». Похоже, что роман настолько шикарен, что те, кто его не прочтут потратят жизнь зря. Корреспондент журнала “Прайд”  Татьяна Королева собрала самые экстравагантные отзывы.

“Выстрел. Скорее, даже залп! Залп из всех орудий, которые подчас готовят нам писатели. Если я скажу, что роман необычного, жестокого и одновременно смешного писателя Марата Туша «Ножка цапли», вихрем ворвался в мою жизнь, я не скажу ничего! Проблема, с которой мне пришлось столкнуться в начале книги, оказалась во мне самом! Да, не удивляйтесь. Со своей колокольни приверженца старых классических опусов, мне, бывалому любителю современной литературы с первых строк пришлось «продираться» сквозь занавес сюрреалистических образов, персонажей и необычных по стилистике метафор. Я в один миг ощутил себя непрошеным гостем незнакомого мне мира. Миры Марата Туша – это не просто калейдоскоп необычных литературных находок. Это новый стиль. Да, стиль, который замешан на реальности и фантасмагории. Микс из жесткой сатиры, где едкое, язвительное перо писателя не щадит никого, невзирая на чины, награды и лица.

В образах главных героев заметны симптомы тяжелого психического расстройства. Автор как бы говорит нам: «Господа, вы правы, мои персонажи больны, но кто не болен сейчас в современном постиндустриальном обществе похоти и наживы? Мы равнодушно смотрим на то, как один человек убивает другого. Для нас стало нормой жизни ложь, возведенная в ранг светского приличия. Мы боимся сказать о своих чувствах даже сами себе. Путаемся в паутине пороков, ждем наступления завтрашнего дня, что, нашему разумению, должно принести нам сладострастие настоящей ощущения жизни. Но вот приход новый день и все повторяется снова».

Не хочу вдаваться в подробности анализа героев романа. Каждый из них достоин отдельной страницы. Психоделические, философские изыскания каждого из персонажей наводили меня на мысль о бренности нашего существования в этом жестоком и противоречивом мире. Уверен, это неоднозначное, но чрезвычайно самобытное, открывающее новый литературный жанр произведение, встанет в один ряд с творениями выдающихся писателей современности.

Андрей Войнов – литературный критик.

Марат Туша "Ножка цапли"

Феерия совершенства литературного абсурда и магии сюрреализма, искусно собранная необычным, но в то же время каким-то близким по бунтарскому духу талантливым писателем Маратом Туша, в одной большой книге под названием “Ножка цапли”, неожиданно ворвалась в мир на стыке самого противоречивого десятилетия. Автор в буквальном смысле этого слова “взрывает” сознание читателя. Он не оставляет камня на камне от его убеждений, религии, или морали. Писатель смело бросает вызов окончательно сгнившим устоям современного мира. Он рвет на куски фальшь политиков, пустоту современного искусства, клерикализм и разврат, строит мир, которому мог бы позавидовать старик Уильям Берроуз, или утонченный Кафка, уничтожает наше привычное “я”, наполняя его совершенно иным смыслом. Герои романа – настоящие всадники экзистенциального Апокалипсиса. Будь то морской офицер Ричард Кроуфорд, или писатель-революционер-наркоман Сид Шумский, трилобит-ученый Жорж Великанов, легендарный патрон Жоржа – алкоголик Сергей Леонтьевич – все они главные действующие лица умопомрачительного карнавала красок, запахов, музыки и сумасшедшего бега прочь от серой действительности навстречу новому, неизведанному пространству, имя которому – “Миры Марата Туша”.

Алексей Рыбаков, литературный критик. Москва

Марат Туша "Ножка цапли"

Очень давно в нашем многообразном литературном пространстве не было ничего похожего на это поистине эпическое произведение. Роман Марата Туша «Ножка цапли» – прежде всего, поражает своей необычностью и смелостью. Автор очень умело возвел в совершенную форму абсурда все то, с чем мы привыкли сталкиваться каждый день. Можно констатировать протест писателя всем современным вызовам, которые нам уготовила жизнь: продажность политиков, усиление церковных настроений в обществе, разврат, взяточничество, волокита, бюрократизм, насилие, замешанное на религии, духовное обнищание общества, подмена светского образования церковными постулатами и поголовное вмешательство государства в жизнь людей: «Король (смеясь) – Ты еще Конституцией задницу вытри!

Военный министр (отрицательно машет головой) – Это по твоей части, ваше величество, каждой заднице свой документ! Мне повестка, или Устав армейский, твоей – Конституция, али Устав ООН!» (М.Туша «Ножка цапли»).

Абсурд пронзает роман острой иглой сатиры и черного юмора. Писатель не боится ставить перед читателями острые вопросы. Здесь вы не найдете фальши и лакейского лизоблюдства, здесь абсурд и анархия правят бал. Читатель с первых страниц попадает в необычное, полное противоречий, метафор, неожиданных сравнений и творческих находок царство. Герои романа крупными мазками характерных персонажей дополняют картину совершенной вакханалии безумия. Господин Туша проецирует сумасшествие современного ему мира на страницы своей книги. Провоцируя, автор заставляет своего читателя задуматься над собственным смыслом бытия. Самоутверждение личности не может проявляться в обществе, лишенном свободы слова и совести. Такое общество обречено на падение в бездну мракобесия и насилия.

Евгения Ройзман, фрилансер.

Марат Туша "Ножка цапли"